РРО: как правильно выбрать, особенности регистрации в 2019
Опубликовано: 10.04.2019 12:12
Регистратор расчетных операций (РРО) – это контрольно-кассовое оборудование, выполняющее в государственном масштабе функцию источника формирования отчетности о государственных финансовых ресурсах. Формирование отчетности происходит путем регистрации финансовых операций каждого отдельно взятого предпринимателя. Применяется устройство при продаже товаров или предоставлении услуг.
Виды РРО
К наиболее распространенным видам РРО относятся фискальный регистратор и кассовый аппарат.
Фискальный регистратор – это чековый принтер, обязательно имеющий встроенный блок фискальной памяти, в которой сведения о проведенных денежных операциях сохраняются на электронных носителях, недоступных внешнему воздействию. Такое устройство подключается к компьютеру или POS-системе и работает под управлением стороннего учетного ПО.
Кассовый аппарат представляет собой полностью автономное устройство для регистрации продаж, имеющее клавиатуру, дисплей и чековый принтер. Такое устройство подходит для небольших предприятий, которые предоставляют небольшой ассортимент товаров или услуг и которым не требуется отображение проведенных операций в учетной программе в онлайн режиме. Эта информация передаётся в режиме оффлайн. Кассовый аппарат обладает также фискальной памятью.
Что необходимо учитывать при выборе регистратора расчетных операций исходя из специфики бизнеса
Каждый из видов РРО имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при выборе. В первую очередь следует исходить из того, для какой сферы бизнеса нужно оборудование, какой планируется товарооборот и покупательский поток:
Для предприятий малого бизнеса, – небольших магазинов, сферы услуг, – где нет необходимости в сложном товарном учете, а значит, и в компьютеризации и применении POS-системы, идеально подходит кассовый аппарат. Он может быть портативным или стационарным в зависимости от площади рабочего места, чековой нагрузки, необходимости подключения дополнительной периферии, возможности выездной торговли и т.д.
- Для организации торговли в минимаркетах и аптеках, где товарный ассортимент намного выше, необходимо оборудование рабочего места кассира POS-системой или компьютером. В таких предприятиях ведение учета не ограничивается выдачей фискальных чеков, поэтому для них целесообразно покупать фискальный регистратор.
- Для супермаркетов и гипермаркетов тоже нужен фискальный регистратор, однако в этих местах к нему предъявляются еще более высокие требования: оборудование должно выдерживать предельно интенсивное использование и отличаться высокой скоростью работы, а также иметь возможность интеграции в профессиональные POS-системы.
- При выборе РРО для сферы HORECA тоже предпочтительнее остановить выбор на фискальном регистраторе, но и тут сфера использования диктует свои требования. Оборудование должно иметь определенный форм-фактор, чтобы идеально вписываться на рабочем месте официанта или бармена и не мешать их работе, оно должно иметь высокий уровень защиты от попадания влаги и т.д.
Общие факторы при выборе РРО
С нюансами выбора с учетом специфики бизнеса мы определились. Рассмотрим теперь ряд общих факторов выбора. На них следует обращать внимание, чтобы избежать нарушений требований законодательства:
- Следует приобретать те РРО отечественного и зарубежного производства, которые включены в Госреестр РРО. Программное обеспечение оборудования должно соответствовать техдокументации производителя.
- Сферы назначения РРО, о которых мы говорили выше, и соответствие им разных видов устройств, тоже оговорены в Госреестре, на это нужно обратить внимание при выборе.
- Срок первичной регистрации РРО – еще один важный нюанс выбора, как и срок его службы – ни тот, ни другой не должен истечь.
Порядок регистрации РРО в Государственной фискальной службе Украины (ГФСУ)
Но вот все нюансы взвешены и учтены, регистратор операций выбран и куплен. Следующим шагом будет регистрация оборудования в налоговом органе. Она безвозмездно осуществляется органом Государственной фискальной службы Украины по местонахождению субъекта хозяйствования. Процедура регистрации состоит из следующих этапов:
- Владелец РРО подает письменное заявление о регистрации в орган ГФСУ.
- В течение двух рабочих дней от даты подачи заявления работником ГФСУ принимается решение о возможности осуществления процедуры, и предпринимателю выдается справка о присвоении ему фискального номера.
- С этой справкой владелец РРО обращается в авторизированный ЦСО, с которым у него заключен договор на ремонт техники и ее обслуживание (обычно этот договор заключается сразу после покупки оборудования). Работник ЦСО вводит РРО в эксплуатацию и проводит его опломбирование. Ввод устройства в эксплуатацию предусматривает также перевод его в фискальный режим функционирования и внесение его номера в фискальную память. На осуществление этой процедуры отводится пять рабочих дней. На руки предпринимателю выдаются Акт ввода в эксплуатацию и Справка об опломбировании РРО.
- С этими документами предприниматель в течение пяти рабочих дней должен повторно обратиться в ГФСУ, где должностное лицо органа выдает ему регистрационное удостоверение, номер которого совпадает с фискальным номером РРО.
После этого РРО полностью готов к работе. Ведение учета, формирование и передача отчетности, избавление от бумаг – внедрение РРО в Ваш бизнес очень скоро позволит Вам почувствовать разницу, и преимущество будет явно на стороне новых стандартов.